ТЫСЯЧА МЕЛОЧЕЙ - БЕЗ МАГАЗИНА


Ю. Сомов,
архитектор, кандидат искусствоведения
Рисунки автора

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Интересная настольная лампа, бра у зеркала в прихожей, оригинальный торшер, журнальный стол, декоративные подсвечники — все можно изготовить дома своими руками из тех же материалов, брошенных на произвол судьбы. Но прежде, чем взяться за инструмент, нужно осмыслить основную цель работы. Едва ли кто не согласится с тем, что предметы, украшающие наш быт, должны быть привлекательны и оригинальны, поскольку именно оригинальность способна нейтрализовать влияние вездесущей унификации. В самом деле, посмотрите, с к'акой быстротой насыщается наше жилище всевозможной стандартной бытовой техникой. Холодильник, стиральная машина, кухонный комбайн, телевизор — это уже норма, а новинки все следуют одна за другой. Технизация быта влечет за собой все большую стандартизацию форм, что, естественно, отражается и на общем облике квартиры. Разумеется, стандарт — надежная основа массового индустриального производства, важная гарантия качества промышленных изделий. Более того, в будущем, вероятно, станет реальным и в условиях стандартизации широко варьировать и форму, и отделку, и цвет изделий, но пока... Пока стандарт неумолимо унифицирует облик квартир. Вот почему так вырастает эстетическое значение всех тех предметов быта, которые могут противостоять стандарту. Какова, к примеру, радость от приобретения сувенирного светильника, чеканки, резьбы по дереву, или «Бегущей по волнам» латунной ладьи, если они путешествуют и плавают также по квартирам ваших знакомых. Ставить на поток такие изделия — значит на корню обесценивать их. А каково настроение встретившихся на концерте мужчин в одинаковых галстуках и тем паче женщин в «унифицированных» нарядах. Тут прочувствуешь истинное значение фактора оригинальности! Однако как перейти от теории к практике? Кажется, за какую вещь ни возьмись — невозможно придумать уже ничего нового: все было, все «проходили». Вот, к примеру, торшер. Укрепить стойку на подставке и приладить абажур, чтобы сооружение не падало и светило,— дело нехитрое, но это еще не украшение дома. Как добиться оригинальности и изящества форм, многообразия дополнительных функций, нешаблонного освещения, гармоничного сочетания с обоями, занавесями, стилем мебели, наконец, даже со стилем жизни семьи?.. Вполне возможно, что, подойдя с такими критериями к торшеру, вы на первых порах увидите для себя единственный почетный выход из положения — найти подходящий в магазине. Не поддавайтесь малодушию! Начинайте творить с карандашом в руке. Прежде всего проанализируйте возможности наличных материалов. Вспомните хотя бы о нашей старой знакомой — тарной дощечке (особенно если это длинные планки). Не подскажет ли она оригинальную идею? Первая реакция—решительное «нет!». Какая из планки стойка? Вот металлическая стойка или точеное дерево — да, такие стойки привычны, а плоские... Таких не бывает! Однако постарайтесь отойти от стереотипного решения проблемы.


k-71 Рис. 1. Примерные конструктивные соединения элементов предметов быта из различных отходов:
а — сращивание планок вдоль;
б — соединение планок под углом;
в — консоли, в композиционном решении которых используются различные декоративные мотивы;
г — соединение трех и четырех элементов стоек с помощью дерева или металла;
д — примеры решении опор для торшеров, ламп и т. д.;
е — примеры решения опор для столов с использованием планок или тонких досок;
ж - соединение тонких планок в кольцо (для абажуров. декоративных столиков и пр.;
з — I и II—пространственно сложные соединения деревянных элементов для композиций декоративных светильников, оборудования для домашнего садика и т. п.;
III — пространственные соединения из планок для различных настенных украшении. Конструктивные элементы находятся не в одной плоскости: ребра планок выступают и западают по отношению друг к другу. В отдельных местах — глухие плашки из торцов дерева, которые можно морить или пропитывать красителями.

k-72

Рис. 2. Декоративные торшеры:
а — торшер со столиком и абажуром из тонких (не более 5—6 мм) планок, соединяемых с помощью трапециевидных в плане вставок. Цвет дерева можно оставить натуральным но можно все деревянные детали и окрасить в нужный нам цвет. Трапециевидные вставки можно морить в темный цвет для создания контрастных колец. Абажур и столик можно окрасить. например абажур — в более яркий цвет, неоднородный по тональности (от более светлого вверху с плавным переходом к более темному внизу), а столик сделать более темным Металлическая труба для провода, служащая одновременно конструктивной опорой абажура, как и у обычных торшеров, крепится с помощью специальной крестовины (см. деталь);
б — торшер со стойкой из четырех планок и опорой и виде крестовины. Планки можно украсить резьбой, чтобы сделать более декоративными Сюда подходит такой же абажур, как на рис. 2а. либо из подходящей по цвету и рисунку материи;
в — торшер асимметричной формы с консолью для абажура и столиком. Чтобы не закрывать столиком необычную пространственную конструкцию опоры из тpeх ножек, конструкцию столика целесообразно сделать ажурной, из тонких планок «на ребро». В плане столик имеет трапециевидную конфигурацию. Консоль с лампой может перемещаться по стойке. Все элементы формы этого торшера подчеркивают его несколько «технический» характер. Естественно, при такой трактовке формы резьба и другие украшения неуместны. Выразительность подобных вещей — в их подчеркнутой рациональности. что вообще характерно для эстетики технической формы. Абажур в данном случае тоже должен выражать общую концепцию формы — это может быть простой крашеный колпачок либо строгой формы металлическая чаша и т. п.;
г — декоративный торшер. совмещенный с садиком. Здесь уместно предусмотреть возможность перемещения небольшой по размерам лампы, укрытой от глаз мини-отражателем. Подобная форма будет более интересной, если все ее деревянные элементы сделать не плоскими и одинаковыми в сечениях, но более сложными—округлыми. клиновидными с мягкими округлениями углов. То же относится и к боковым их проекциям. Композиция подобных декоративных светильников-садиков может варьироваться — от более вертикальных до преимущественно горизонтальных, включать художественную керамику, цветное художественное стекло и т. п.


Планка сама наталкивает на необычный прием, дающий целый спектор оригинальных вариантов. Например, расположите планки «трилистником», или «крестом» в плане, или параллельно. Пространство между ними можно заполнить нарядной орнаментальной вставкой из дерева или металлической полоски, окрашенной в черный цвет. Заметьте, если планки поставить немного на-клонно, то можно обойтись без обычной подставки. Более того, ребра в этом варианте можно конструктивно и композиционно «завязать» миниатюрным столиком для книги, журнала и т. п. Что касается абажура, то и здесь многое может подсказать материал. Например, из тонкой дощечки (от фруктовых ящиков) можно выполнить абажур для интересного декоративного освещения интерьера, зависящего от способа конструктивного соединения планок. Можно поставить их так, чтобы плоскости были направлены в центр абажура,— тогда он будет светиться снаружи. А можно расположить их попарно углом друг к другу, составив нечто вроде гофре и направив свет вниз. Абажур можно окрасить, и тоже необычно, например, так, чтобы цвет и сила тона сгущались снизу вверх. Или же окрасить планки по-разному с боковых сторон, чтобы цвет менялся при перемещении человека по комнате. Интересного декоративного эффекта можно добиться, если сделать абажур в форме усеченного конуса с ажурным верхним донышком, от которого на потолке возникнут причудливые тени. Но для этого придется, конечно, поколдовать и с самим рисунком такого донышка, и с расположением лампы по отношению к нему. Торшер с центричным расположением абажура на стойке, разумеется, не единственный ход. Абажур можно сместить, вынеся его на консоли. «В чем тут оригинальность? — спросите вы, — Такие светильники были знакомы еще нашим прабабушкам!» Конечно, сама по себе общая идея не нова —важно, как она будет реализована. Торшер асимметричной формы может быть весьма своеобразным, если удастся зрительно уравновесить форму, композиционно согласовать стойку, подставку и абажур. В данном случае тоже можно пойти путем создания трех опор — без подставки. При асимметричном торшере можно с успехом использовать передвижную (вдоль стойки) консоль и даже с изменяющимся углом ее наклона, что позволяет варьировать положение лампы. При этом, конечно, не обязательно использовать только дерево— можно комбинировать с ним металлические детали, не забывая, разумеется, о красоте формы, о гармонии сочетании материалов. Пока все наши идеи вращались вокруг моделей строго рациональной формы, но если уж ловить жар-птицу оригинальности, есть смысл с карандашом в руках, с обрезками картона и плотной бумаги исследовать совсем другое направление — более декоративное, с более свободными пространственными формами. Планки, брусочки, рейки, металлическая полоска, проволока — лучше и не найти материалов для таких ажурных, пространственных форм. Они могут напомнить что-то вроде сталактитов в лучах света. Здесь подойдет и вьющаяся зелень, чтобы свет как бы сквозил через кружево листьев. Непривычно? Но ведь именно к этому мы и стремимся. В декоративном светильнике важна не только его собственная интересная форма, но и особое, оригинальное, даже романтичное освещение. Сколько неожиданных, для каждого своих ассоциаций может он вызвать! Тут недалеко и до цветомузыки, ведь человеку необходима психологическая разрядка от строгой рациональности функций и форм как на производстве, так и дома. Торшер взят в качестве примера работы над декоративным предметом. Теперь можно в таком же плане подумать и над другими вещами: декоративной люстрой или подвесом над журнальным столиком собственной работы. Можно вернуться и к интерьеру кухни-столовой, о которой уже шла речь в 9 номере журнала, и выполнить для нее полки на ажурных кронштейнах, табуреты и т. п. Всех полезных и красивых возможностей и не перечислишь в журнальной статье. Поэтому автор пошел иным путем — вниманию читателя предлагается набор различных конструктивных узлов и деталей, из доступных материалов и отходов, бросовых материалов, из которых можно сделать много разных красивых вещем. А почему бы и нет? Ведь нередко даже из ценных материалов, на современных станках, в хорошо оборудованных цехах производят вещи (и притом массовым тиражом), которые не имеют никакого отношения к красоте. Почему бы нам не взяться за решение обратной задачи? Вы идете берегом водоема и машинально подбрасываете ногой грязную корягу. Стоит присмотреться к этому «дару природы», как это делает художник. Какая богатая, сложнейшая форма! А цвет! Эти переходы от зеленоватого к серебристому и серо-черному и от охристо-золотистого опять к зеленому... А ведь это, пожалуй, не менее интересно, чем то, что видишь в любом сувенирном отделе. Немного фантазии, и за корягой проступают очертания прекрасной настольной лампы, бра, опоры для журнального столика со стеклом наверху — опоры, которая выглядит через это стекло как красивая оригинальная скульптура. Мы уже не говорим вообще о природных скульптурах, которыми так увлекаются многие любители. Впрочем, коль скоро речь зашла о природных материалах, заметим, что наряду с беззаветными почитателями матушки-природы встречаются далеко не бескорыстные. Есть еще такие «любители», которые рыскают по лесу с пилой в руках, готовые свалить дерево ради красивого сплетения веток или мощного капа, готовые разрушить целую скалу, чтобы поживиться единым камнем. Но подобрать брошенное, неиспользуемое, к тому же порой захламляющее окрестности — только полезно. Вон, например, валяются черепки некогда красивого керамического кувшина, переливаются цветом. А ведь можно вернуть красоте жизнь. Нет, не склеивать обломки, но скомпоновать весь этот бой с учетом просветов, соединить черепки проволочным каркасом, вставить такую «картину» в обрамление из старых серебристых досок «на ребро» или темной металлической полосы... И вот уже красивая вещь готова! А разве менее интересны декоративные вставки — своего рода панно, набранные из невысоких (4—6 см) круглых в плане спилов бревен и подтоварника? Если их заполировать, соединить в одну панель, окантовать планками, то такая природная орнаментальная картина станет подлинным украшением комнаты. Вы, вероятно, заметили: такие предметы никогда не надоедают — природное богатство материала постоянно открывает нам что-то новое. А брошенные доски от старого забора? Уж наверняка вы не обращали на них внимания, тем более что они уж и бурьяном заросли. Но время удивительный художник! Нередко такие доски с их сизо-голубым цветом, отливающие серебром и небом, мытые-перемытые дождями, иссушенные солнцем, таят в себе прекрасные возможности для работы над декоративными предметами. Посмотрите внимательно: сам по себе цвет дерева — уже украшение! А если именно такие доски использовать для декоративного журнального столика, связать из них раму для картины, сделать ларь во всю длину кухни-столовой, наконец, фон для интересной коллекции... Вот только строгать верхний слой не следует — острогаешь, и вся красота тут же пропадет. Считайте, что вам особенно повезло, если попались доски, когда-то остроганные — это бесценный материал для самых различных предметов. А ржавый пруток? Ковать железо дома мы, конечно, не предлагаем, но если приспособиться гнуть пруток в тисках, пользуясь для проверки хорошо нарисованным картонным шаблоном, то можно выполнить декоративные вставки для того же торшера или лампы, кронштейны для бра, детали для многих других предметов. Зачистить же металл шкуркой, а затем, по завершении предмета, окрасить его в серо-черный цвет с холодным отливом — дело уже несложное. Умение «видеть» материал, т. е, представлять за ним нечто конкретное, со временем придет к вам само собой. Это происходит всегда, если человек настроен творчески, и, когда это произойдет, считайте, что вы уже прошли главный этап творческой подготовки. В работе над декоративными предметами советуем вам придерживаться одного важного правила: не следует применять в одной вещи много различных материалов. Далеко не все, даже самые красивые, материалы способны сочетаться Друг с другом. Еще более вреден «перебор» в количестве украшений. Здесь существует скорее обратная связь — чем больше украшений в одном предмете, тем больше опасности создать безвкусную вещь. Вспомним, к примеру, бесценные произведения русского народного декоративного искусства — мебель, посуду, различную утварь... Как сдержан мастер, насколько бережно, удивительно экономно подходил он к украшениям! И делал это не потому, что не мог «изукрасить» вещь снизу доверху, но потому, что отлично знал — это


k-73 Рис. 3. Настольная лампа из подставке из корня дерева В данном случае композиция почти симметрична и уравновешена - форма корня сама подсказала такое расположение абажура. Но в другом случае она может определить и оригинальное асимметричное решение. Для большей устойчивости светильника иногда приходится искусственно утяжелять основание металлом. но так, чтобы этого не было видно.

k-74 Рис. 4. Пример использования керамических обломков для создания декоративной настенной композиции. По периметру — общая конструктивная рамка из металлической полоски. Стержни из проволоки пропущены в просверленные и рамке отверстия и расклепаны.


k-75 Рис. 5. Декоративный подсвечник из дерева с лаконичной порезкой. Особенно красиво смотрится старое дерево со сложной текстурой. Рисунок текстуры зачастую подсказывает форму в целом или ее отдельные детали. Небольшое количество медных или латунных украшений поможет придать форме еще большую выразительность.

только обесценит украшение. Любая порезка, узор, цвет употреблялись глубоко осмысленно, к месту, когда, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Это распространялось на все, будь то старинная лавка, где резьба чуть-чуть тронула спинку и подлокотники, или деревянный ковш со скульптурно-глубоким, резным мотивом ручки. Золотое правило меры действовало и при украшении фасада рубленой избы — немногословном, сдержанном. Конечно, людям подчас искренне кажется, что, чем больше резьбы, тем и красивее. И вот ею сплошь покрываются и наличники окон, и фронтон, и терраса, и крыльцо, и калитка с забором — стен уже не видно: резная шкатулка, да и только! Вместо подлинной красоты явственно ощущается дешевый привкус сусальности, опереточного действия, а не настоящей жизни. Впрочем,вернемся к декоративным изделиям. Обратимся к композиции. Например, вы изготовляете из планок легкое кресло или табурет. Композиционный прием состоит в том, чтобы не скрывать, что это именно решетчатая, «дырявая» конструкция. Планки чередуются с зазорами непрерывно, как орнамент, и сама форма возникает как результат этого чередования. Поэтому не стоит здесь класть на обвязку кресла сплошное, глухое сиденье из фанеры. Ведь в этом случае решетка оказалась бы закрытой и сразу исчезла бы особенность всей этой формы.


k-76 Рис.6. Кресло из планок — гораздо более сложная конструкция. Поэтому сначала полезно вычертить основные проекции в натуральную величину, тщательно выверив соотношения всех элементов. Только при масштабе чертежа 1:1 и последующей проверке размеров на макете хотя бы из картона можно скорректировать форму, например углы наклона отдельных элементов, их конфигурацию и т. п. Только после этого можно приступать к изготовлению деталей. Частота шага планок определяется требованиями удобства, но есть некоторая свобода выбора. От этого зависит и ширина вкладышей, скрепляющих планки. Древесина для них должна быть плотной, чтобы не опасаться за прочность конструктивных соединений в этих узлах. Основные элементы должны быть скреплены болтиками — шурупы здесь не годятся. В узлах 1 и 2 лучше всего применять сквозной — через все планки — пруток с резьбой по концам. Это обеспечит прочность всей конструкции и сократит время сборки. В этом случае спинка и сиденье уже при сборке будут не зависимыми и легко монтируемыми элементами.


k-77 Рис. 7. Декоративная боковина стола с наклонными опорами. Для такой конструкции можно использовать не слишком толстые доски. В местах креплений элементов 2 к элементу 1 используются специальные вкладыши из плотной древесины. В местах основных соединений такой конструкции лучше всего применять болтики. Головки их можно декорировать латунными или медными шляпками со специально отогнутыми (в выкройке) шипами.


Конечно, у другой вещи может быть совершенно иная композиция. Скажем, в декоративном подсвечнике (см. рис. 5) важна скульптурность, плавность линий и всех их переходов, мягкие перетекания, как бы размытая светотень. В другой же вещи, напротив, нужно сыграть на угловатости, на зрительной «жесткости» всех элементов и формы в целом. Или вот, например, в работе над декоративной настольной лампой (см. рис. 3) прием композиции основан на контрасте сложнейшей природной формы корня и геометрически строгой формы абажура и его трубчатой опоры. Здесь есть смысл противопоставить два этих начала — сложное и простое, а не подражать сложной природной форме основания и в абажуре. Таковы лишь некоторые наиболее существенные моменты, на которых пришлось остановиться, чтобы помочь в вашей работе над декоративными изделиями.


Начало

Следующая часть