ИЗОБРЕТАТЕЛЬ СТРОИТ КВАРТИРУ


Ю. Сомов,
архитектор, кандидат искусствоведения
Рисунки автора

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Мы понимаем, уважаемый чи татель, что рассмотрев рисунки вы преисполнитесь желанием творить, но прежде, чем взяться за инструмент не спросите ли: «А из чего, собствен но, делать-то? Нарисовать-то легко, а вот где взять необхо димые материалы? Как столярную работу совместить с условиями обычной квартиры, где нужно соблюдать тишину, а перекрытия разносят каждый удар молотка по всем этажам?» Ответим сначала на эти вопросы, а затем поговорим о творчестве. Начнем с рабочего места. Действительно, где в небольшой двухкомнатной квартире поставить верстак? Посмотрели во все углы — нет места. А если верстак совместить с... письменным столом? Пусть будут у него две столешницы. Верхняя (более легкая, фане рованная или оклеенная коже- заменителем) откидывается к стенке на сплошной рояльной петле и представляет собою плоский, глубиной в 50—60 мм, инструментальный шкаф. Необходимые инструменты в нем закреплены в специальных гнездах. Вторая столешница — из толстых досок или сплоченных между собой двух слоев ДСП с окантовкой по периметру. К этой столешнице можно крепить небольшие тиски, или электродрель с универсальным набором насадок, или струбцину. На массивных резиновых амортизаторах такой стол-верстак будет гасить удары и вибрацию. В специальной тумбе под верстаком могут храниться те приспособления, которые не помещаются в плоском инструментальном шкафу. С материалами дело обстоит действительно сложнее, хотя положение во многом меняется к лучшему.

Специализированные отделы и магазины предлагают немало полезного для домашнего мастера. Но главное, конечно, когда речь идеть об оборудовании квартиры,— это решительно пересмотреть традиционные представления о многих материалах и их использовании. Вот, например, декоративные ткани. Ведь их можно использовать не только для штор или обивки мебели. Красивой станет обработанная декоративной тканью дверь стенного шкафа в сочетании с тонкой деревянной рамкой, с зеркалом и пр. В сочетании со стеллажами, со специальной мебе лью, изготовленной по собственному проекту, с торшером и бра, в комнате может быть задрапирована красивой тканью и одна из стен. Можно купить и ряд других нужных для работы материалов — различные металлоотхо- ды, древесностружечные плиты, столярные щиты и т. п. А самое лучшее буквально валяется у нас под ногами. Тот, кто привык конструировать дома, постепенно начинает по-особому относиться к этому добру. Именно тогда и начинает работать творческая мысль, возникает свой ход: не от задачи к материалу, а от материала к формированию интересной идеи. Приобретается умение проигрывать, перебирать многие варианты, анализировать их в соответствии с реальными условиями, а это и лежит в основе художественно- конструкторского творчества. Прежде всего необходимо почувствовать материал — без этого конструировать дома просто невозможно. Вот человек берет в руки одну из не скольких выброшенных старых досок. Он хотел бы их как-то использовать, помнит, что ви дел что-то: не то стеллаж, не то красивые полки... Но, взяв доску в руки, тут же с огорчением ее бросает — не годится, прогнется под книгами, тонка... Модель использования материала явно однозначна. А ведь какая доска! Переливается золотая текстура, живет материал! Если ту же доску поднимет человек, мыслящий категориями конструкции, материала и формы, он ни за что ее не бросит.


k-11.gif Секционная стенка с трансформирующимися элеменгами. движущимися вдоль ее фронта по направляющим. При передвижении секций первого плана комната превращается то в столовую (а), то в спальню (б).

Для него в этот момент уже начался творческий процесс: тонкая — значит нужно усилить, подчинить материал пролету и нагрузке. Даже в та кой, казалось бы, элементар ной задаче кроется немало своеобразных, интересных ре шений. Можно попарно связать полки вертикальными перего родками на высоту книги, най дя этим вставкам красивую форму и ритм; а можно по длинной стороне усилить полку бруском или рейкой, и весь стеллаж станет солиднее по пропорциям, чем из тонких до сок. Вон валяются разбитые тар ные ящики, и ощерившись тор чат дощечки. Здесь можно най ти и ель, и сосну, и даже бук. А что же из них можно де лать — ведь они же тонкие и узкие? На полки они и вовсе не годятся... Что сделать — это потом. Сначала вытащим гвоз ди и аккуратно отделим метал лическую полосу. Неправда ли, когда это уже небольшой шта бель одинаковых дощечек, они воздействуют на нас как-то психологически иначе. А если их просушить, ошкурить — сделать из них можно так много по лезного и красивого, что о тарной дощечке впору написать целую книгу.

И мы еще вер немся к этому материалу. Теперь — что делать? Может быть, полочку для цветов, ем кость для специй на кухне, вращающийся валик для туа летной бумаги?.. Хотя подоб ные вещи тоже представляют определенный интерес, нам бы хотелось увлечь читателя в мир гораздо более сложных твор ческих задач, в том числе и та ких, которые поначалу могут даже насторожить его своей необычностью. Договоримся сразу. Мы за необычность, если она удобна и красива: например, неболь шая круглая в плане тумба, ко торая легким поворотом во круг оси превращается в ори гинальный стол в форме цвет ка; или стеллаж с целым рядом трансформирующихся элементов, позволяющих откинуть обеденный или рабочий стол, выкатить телевизор, выдвинуть специальную емкость с магнитофоном и т. п. А кто откажется от мебельной стенки, у которой часть секций передвигается на полозках вдоль общего фронта, открывая в одном случае элементы, превращающие комнату в гостиную, а в другом — секции с откидными


k-12.gif Что может быть удобнее такого кабинета?

постелями, как по мановению волшебной палочки превращающие комнату в спальню? Возможно, здесь читатель насторожится: уж не идет ли речь о тех утопических интерьерах, которые нет-нет да и появляются на страницах научно-популярных журналов? Нет, мы собираемся конструировать реальную среду, не всегда обычную, но реальную. Разные семьи, разные вкусы, разные увлечения и занятия, а магазины предлагают для квартир стандартную мебель и оборудование. Но и покупную стандартную мебель можно заставить «работать» и выглядеть оригинально, если знать, как органично соединить друг с другом отдельные предметы, как придать им совершенно новое функциональное и эстетическое звучание. Человек приобрел а магази не добротные секции для книг, платяной шкаф, тахту, привез и расставил в самом традицион ном, самом что ни на есть обычном порядке. И вся ком ната смотрится, как в магази не: стандартно, как у всех. И площадь оказалась исполь зованной нерационально, об разовались закутки, усложни лись коммуникации. А ведь все эти разрозненные вещи можно объединить, создать из них единую, целостную среду, кра сивую и необычную. Взять те же секции для книг. Десятки тысяч квартир — и одна и та же их компоновка. Систему покуп ных полок можно дополнить несколькими самостоятельно изготовленными вставками, и соседи будут спрашивать: где вам удалось купить такую ори гинальную стенку? В следующих статьях мы рассмотрим варианты устрой ства перегородок с секциями, работающими на две стороны; и мебельных стенок, в которые органично включаются двери и окна; и компоновок книжных полок с платяными шкафами и


k-13.gif Варианты компоновки остекленных книжных секций. Ниши между ними могут выклеиваться пленкой под дерево, и тогда весь стеллаж воспринимается как единая деревянная конструкция.

другими емкостями; и угловых компоновок, позволяющих рационально использовать часто пропадающие углы комнат. А кухня? Это целый мир для рационализации! Здесь особенно бывает важна трансформация, тем более в маленькой кухне. А коридор и ванная комната? Между прочим, коридору везет меньше всего. Обычно это просто «пешеходная коммуникация», а вместе с тем коридор — это лицо квартиры, как в театре, который тоже начинается с вешалки. Узковато здесь обычно, и тем интереснее задача рационально обыграть коридор и зрительно его расширить. Какое зеркало, как и где повесить, как использовать не занятое антресолями пространство в верхней зоне...


k-14.gif Интерьер жилой комнаты охотника. Одна торцевая стена и потолок выполнены в дереве или под дерево. Угловая скамья, стол. табуреты с элементами народной резьбы.

И здесь полезны свои трансформирующие устройства: от кидные сиденья, выдвигающие ся из шкафа секции для обуви, шарнирные устройства для ве шалок и т. п. Детская комната — особая тема, волнующая молодых ро дителей. Когда детей двое, оборудование детской— уже проблема. Здесь варианты легкой трансформации посте лей, вообще убирающихся на день,—благодарная задача для конструктора. Вариантов мно го—откидные в двух уровнях, складные шарнирного типа и т. п. А рабочий стол и место для игр и хранения игрушек потребуют нашего с вами, чи татель, особого внимания. Свет в доме! Тоже специфи ческая, богатая, исключительно увлекательная конструкторская проблема. Освещение функци ональное и освещение декоративное ставят перед нами совершенно разные задачи. Нет, мы не против торшеров, которые стоят в магазинах «Свет», но каждому хочется уйти от стандарта. Особенно рацио нальны различные варианты светильников, совмещающих ряд функций. Возможность пе редвижения источника света по штанге, совмещение функций торшера и настольной лампы с телескопической стойкой и многое другое, определяемое сугубо индивидуальными по требностями, мы постараемся раскрыть читателю. Что касает ся приемов декоративного ос вещения и различных подсве тов, то это одна из самых ув лекательных художественных задач. В наше время коллекциони рование — едва ли не всеоб щее увлечение. Но нередко именно коллекционеры — са мые несчастные люди: нет им места а квартире! А ведь -ин тересная коллекция, будь то бабочки, старинные вышивки, керамика или даже спичечные этикетки, требует соответству ющей подачи в интерьере. Ми ниатюрная коллекция каких-ли бо уникальных изделий может стать своеобразным художест венным центром композиции всей комнаты. Взять хотя бы мелкую пластику. Одна отно сительно небольшая секция, в которой хранится коллекция, будет привлекать внимание всех входящих в комнату, ес ли... все ее внутренние стенки закрыть зеркалами. Многократ но повторенные богатые скуль птурные формы, получающие обозрение со всех сторон,— словно маленький театр, слов но действие, которое никогда не надоедает. Или вот еще одна вечная проблема: как помирить ста рую и новую мебель? В наш век динамичной смены моды даже вещи, далеко не исчер павшие своего физического ре сурса, оказываются не у дел. Если уж обновляют мебель, то всю целиком, оптом, чтобы не нарушать «стиля». А вскоре без старых вещей, с которыми в жизни было столько связано, становится грустно. Но мало кто знает, как может по-осо бому заиграть новое в умело созданном соседстве со ста рым, которое берет на себя роль полпреда старины со всем ее богатым культурно-ис торическим содержанием. Нет, не торопитесь выбрасывать старую мебель, даже если она не представляет собою худо жественной ценности. Вы не пожалеете об этом, когда мы специально вернемся к этой проблеме. Не стоит забывать и о тех людях, у которых какое-то особое увлечение проходит через всю жизнь,— модельеры старинных кораблей, любители лесной скульптуры, домашних растений, вечные бродяги охотники. Да разве всех перечислишь?.. Любое из этих увлечений может найти неповторимое, исключительно интересное отражение в интерьере квартиры. Вот тут-то и пригодится и хорошо обработанная тарная дощечка, и отходы деревянных реек или брусков, и брошенная проволока, и даже используемая подчас без особой фантазии упаковка для яиц. Материал никогда не бывает бедным — убогими бывают лишь идеи. Лоджия теперь—принадлежность большинства новых квартир. Одни освоены лучше, другие превращаются в захламленные кладовые, но крайне редки те, что решены как место, располагающее к подлинному отдыху.


а) Передвижной рабочий стол. Столешница и опорная стенка на петле и могут складываться, когда стол не нужен. Стол передвигается на полозке вдоль секций с книгами.
б) Стол с приставкой для пишущей машинки. Соединены друг с другом шарнирно. Приставка при повороте закатывается в подстолье, и получается однотумбовый письменный стол.

Здесь действительно уместны самые экзотические идеи. Мы уж не говорим о подборе зелени, цветов — не менее важно найти красивую форму и удобную конструкцию для ящиков и кашпо, оборудовать откидные столики и сиденья, организо вать декоративный подсвет, со здать компактное оборудова ние для сезонных предметов и т. п. И, наконец, уважаемый чи татель, перед началом нашей совместной серьезной творче ской работы хотелось бы ска зать о роли стадии домашней разработки от эскизов до за вершающих рабочих черте жей. Это очень ответственная фаза, без которой работа над любой серьезной вещью, а тем более над квартирой, приоб ретает черты той «самодея тельности», что способна дис кредитировать самые хорошие идеи. Проект — начало всех на чал. Здесь все нужно тщатель нейшим образом продумать, согласовать с конкретными ма териалами, потребностями и условиями. Но проект — это еще и особенно увлекательная часть всего процесса «сделай сам». Проект нужно непремен но обсудить на семейном сове те и утвердить его, чтобы по том не возникало принципиаль ных разногласий. Свою долю творческих идей внесут при этом все члены семьи, а для детей это особенно полезно во всех отношениях. «Как? — спросите вы.— Разве мы не получим из журнала все необходимые проектные мате риалы?» Получите все, что только может дать вам жур нал,— и общие идеи, и вари анты их конструктивного во площения в различных матери алах. Эта рубрика затевается с целью удовлетворить по воз можности самые разнообраз ные интересы, но вместе с тем каждая конкретная ситуа ция — это свои исходные фак торы и условия, как принято говорить в проектировании, которых автор этой статьи ни как не может предусмотреть. Нам известно лишь, что вы хо тите сделать свою квартиру удобной и красивой, приспо собить ее максимально к осо бенностям жизни своей семьи, всех ее членов в отдельности. Наша задача помочь вам в этом. Если же в ходе осмысле ния идей, предлагаемых жур налом, вы выдвинете свои, встречные, в чем-то не совпа дающие с нашими или разви вающие их и интерпретирую щие по-своему, мы будем считать свою миссию тем более успешной. На рисунках показана небольшая часть из того, что будет затем предметом углубленной разработки в серии статей.

Следующая часть