...А потом вспомните о лете


Е. Солдаткин, Т. Чжан

Наверное, догадались, картина наша необычная. Она написана не красками, а засушенными соцветиями, листьями, травинками... Такой «живописью» сегодня увлекаются многие. Приглашаем и вас приобщиться к этому жанру.

Поделочный материал собирают и сушат на природе. А возвратившись домой, приступают к композиции. Используют не только дикорастущие, но и домашние цветы. Однако отыскать в разноцветье луговых трав наиболее подходящие по замыслу куда интереснее. Конечно, надо соблюдать строгие правила: не срывайте более двух-трех цветков одного вида даже в том месте, где их много. Разумеется, нельзя рвать те, что занесены в Красную книгу. Если собранные цветы влажные от росы или дождя, то, прежде чем воспользоваться прессом, необходимо их просушить.

Прессом может послужить любая толстая книга; газета — отличный прокладочный материал, хорошо впитывающий влагу. И все-таки пресс лучше сделать настоящий, тем более что особых навыков для этого не требуется.

Конструкция пресса

Возьмите лист фанеры толщиной 10 мм и вырежте из него две квадратные заготовки со стороной 200 мм. По углам в полутора сантиметрах от края просверлите отверстия по диаметру заранее подобранных стальных шпилек с резьбой. Длина их не более 100 мм. Кроме того, потребуются четыре шайбы и четыре гайки (лучше барашковые), а также шесть дощечек с небольшими углублениями с обеих сторон и несколько десятков листов промокательной бумаги. Вот и весь набор.

Цветы укладываются между листами промокательной бумаги, обрезаются по размеру пресса и покрываются дощечкой. Когда стопка собрана полностью, остается навернуть на шпильки барашковые гайки и несильно затянуть.

После такой операции цветы станут совершенно плоскими, сухими, но почти полностью сохранят свой цвет. Осторожно переложите их из-под пресса в коробки для хранения. Лучше всего делать это пинцетом. Пригодится он и при составлении сюжета будущей картины.

Начинать надо с самой простой композиции. Соберите ее на подложке из войлока, ткани или бархатной бумаги, убедитесь, что она вас удовлетворяет, и только затем приклеивайте к основе. Готовое изделие обязательно накройте стеклом. Чтобы избежать попадания внутрь влаги, края рамки оклейте алюминиевой фольгой или влагонепроницаемой самоклеящейся пленкой. Картину повесьте так, чтобы на нее не падал прямой солнечный свет. Это предохранит ее от выгорания.

Как вы поняли, наши первые рекомендации относятся к композициям на плоскости.

А ведь цветы, ветки, листья можно засушивать, полностью сохраняя их форму. Составляют из них объемные композиции. Их называют икебана. Для такой композиции растения для засушки надо брать свежими, только что распустившимися. Они прочнее и лучше сохраняют свой естественный цвет. Цветы собирают днем, в сухую погоду. Иначе капельки дождя или росы оставят на лепестках темные пятна. Если цветы немного увяли, поставьте в воду, чтобы они окрепли, лепестки распрямились и приняли естественный вид. Помните, синие цветы в большинстве своем в процессе сушки чернеют. Но этого удается избежать, если головку цветка опустить на короткое время (не больше минуты) в денатурированный спирт. Очень легко засушивать одуванчик, хоть он и кажется таким недотрогой. Чуть дунешь — разлетается белыми парашютиками. Но и здесь свои хитрости. Срывать одуванчик надо утром, когда соцветие закрыто, а в сердцевине виден белый пушок. Внутрь стебелька для прочности можно вставить проволочку. Соцветие на несколько секунд опустите в кипяток, после чего подвесьте в сухом помещении вниз головкой. Когда цветок высохнет, он сам раскроется белым шаром.

А цветки бессмертника и ему подобных и в кипяток опускать не надо. Свяжите их в пучок и подвесьте для просушки соцветиями вниз.

Однако самый эффективный способ — сушка в песке. Он годится на все случаи и незаменим при подготовке таких нежных цветов, как розы, тюльпаны, гвоздики... Возьмите коробочку по размеру немного большую, чем бутоны (очень удобны прямоугольные пакеты из-под молока). На дно насыпьте мелкого речного песка, предварительно прокалив его на огне. Когда он остынет, положите цветок в коробку и осторожно засыпайте его тем же песком, следя, чтобы песчинки полностью заполнили все промежутки между лепестками. А еще лучше проложить заранее между лепестками тоненькие кусочки ваты — это предохранит их от деформации. Сушить лучше на солнцепеке. Процесс этот хоть и медленный — иногда занимает неделю, но результаты дает отличные. Когда цветы высохнут, песок надо осторожно высыпать, так, чтобы не поломать хрупкие соцветия.

Существует и еще один прием объемной сушки. Приготовьте раствор равных частей глицерина и воды. Листья и цветы поместите в небольшие сосуды и залейте раствором. А большие ветки с листьями или цветы на стеблях поставьте в банку с раствором так, чтобы стебли полностью в него погрузились. Прикройте их сверху полиэтиленовым пакетом или пленкой. Края пакета привяжите к горлышку. Постепенно раствор через стебель заполнит все клетки растения. Через несколько дней посмотрите, как идут дела. Качество пропитки оценивают по налету. Если он приобрел восковой, матовый оттенок — значит, обработку можно закончить и досушить растения на воздухе — обязательно головкой вниз. После такой обработки цветок приобретает эластичность и не сломается.

Из высушенных подобным образом растений можно составить художественные композиции, дополняя их другими элементами — початками рогоза, коробочками чертополоха, колючками гледичии, наростами грибов (чага), корой деревьев, корнями, ветками... Здесь простор для вашей фантазии. Помните лишь, что основной принцип икебаны — каждый цветок должен быть хорошо виден. Основу букета, как правило, составляют три главных цветка. Располагать их следует под определенным углом к вертикальной оси.


Вернуться