Экономия на кончике иглы


В. А. Богачев, П. Д. Гнатовский, В. Г. Лапин, г.Симферополь

ПРИДУМАН ПРОСТОЙ И НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЭКОНОМИТЬ БЕНЗИН И СИЛЬНО СНИЖАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ВЫХЛОПЕ.

От того, как работает карбюратор машины, зависят важнейшие вещи - скорость, приемистость, расход бензина, содержание окиси углерода в выхлопных газах. Без регулировки карбюратору не обойтись. Во-первых, большинство из них не соответствует норме уже при рождении: проведенное недавно обследование показало, что расчетную пропускную способность имеют лишь 28% жиклеров первичной камеры и 17% вторичной. Во-вторых, при работе жиклеры либо «разнашиваются» из-за истирания твердыми частицами, попадающими в бензин, либо, наоборот, забиваются смолистыми отложениями.

Если жиклер забился, достаточно промыть его в ацетоне и прочистить (хотя и это не всегда помогает). Если же надо уменьшить диаметр, дело хуже. Приходится «клепать» жиклер, на что высококвалифицированный слесарь на специальном оборудовании тратит часа два-три. В результате содержание СО снижается, но становится трудно отрегулировать работу двигателя на переходных режимах. Чаще же всего из-за сложности и недоступности этого способа автолюбителями второй способ вообще не применяется, и миллионы машин выбрасывают в воздух гораздо больше СО, чем положено (уследишь ли за всеми?), и перерасходуют бензин.

Слесарь Симферопольского таксопарка заслуженный рационализатор Украины П. Д. Гнатовский придумал исключительно простое устройство для регулировки карбюратора. Ввинчивая или выворачивая иглу, можно регулировать проходное сечение жиклера, за одну-две минуты снижая содержание СО и расход бензина. Прочистить жиклер тоже теперь просто -- игла прокалывает загрязнения. Все, что надо сделать,- рассверлить в жиклере концы диаметром 1,6-2 мм на глубину 1-1,5 мм и установить иглу на место пробки карбюратора. Стоимость изготовления «иглы» около двух рублей, установить ее можно минут за двадцать.

karburator-1.gif
Устройство для регулировки карбюратора: 1 - игла, 2 - штуцер, 3 - гайка, 4 - сальник.

Творческая бригада рационализаторов таксопарка - В. А. Богачев, П. Д. Гнатовский, В. Г. Лапин и автор этой статьи - два года совершенствовали иглу и методику ее установки.

Приведу некоторые результаты испытаний. Пожилая «Волга» ГАЗ-2401 - пробег более 220 тысяч километров. Без иглы содержание СО на холостых оборотах 0,9%, на средних - 1,6%, то есть на 0,6% больше нормы. После регулировки иглой - соответственно 0,9 и 0,6. Расход бензина А-76 с иглой при скорости 95-100 км/ч - 8,8 литра на сто километров (по норме 13 литров). Без иглы - 13,7. То же на молодой «Волге» ГАЗ-2410 с пробегом чуть больше сорока тысяч километров: содержание СО с иглой - 0,6% на холостом ходу и 0,4% при средних оборотах, расход бензина АИ-93-9,3 литра на сто километров, без иглы - 12,05 литра. При работе в обычном режиме городского такси первая, пожилая, машина расходовала 9,5-10 литров на сто километров, молодая - 9,7-10,2. Микроавтобус РАФ-2203 с пробегом свыше ста тысяч километров расходует с иглой около 12 литров АИ-93 на сто километров, без иглы - около 16.

Если установить иглу и во вторичной камере, эффект будет много выше. Минимальная годовая экономия по одному только симферопольскому таксопарку на 300 машин составит около 60 тысяч рублей, при этом экономится 350 тысяч литров бензина.

Описанное устройство внедряется по системе «Экспресс-внедрение» Минавтотранса.

karburator-1.gif

Такое простое приспособление - на снимке игла показана в сборе - дает большую экономит бензина.

УССР (ИР, 7, 86, с. 12). Но внедрение идет значительно медленнее, чем того заслуживает дело. А ведь «иглу» можно было бы выпускать как товар народного потребления (кроме экономии она может использоваться и в качестве противоугонного средства: заткнул жиклер - мотор не заработает). Устройство годится для автомобилей «Запорожец», «Москвич», «Волга», ЛуАЗ, УАЗ, ГАЗ-69, ГАЗ-469, автобусов ПАЗ, «Кубань», микроавтобусов РАФ, ЕрАЗ и т. д. Пока же никто не проявляет здесь инициативы, а сервисные станции Минавтопрома не хотят даже интересоваться.

ИР 2/87